skip to Main Content

Грабли автоматизации. Лебедь, рак и щука

В любой компании есть противоречия между отделами. К примеру, возьмем любое производственное предприятие. Там обязательно есть отдел продаж, производство и снабжение.

Продавцы хотят, чтобы каждое желание клиента выполнялось сразу и в любом объеме. Клиент только захотел — а товар уже в пути. Их можно понять — это же их бонусы.

Производство хочет стабильных планов и чтобы все сырье было в наличии -не любят выходить из зоны комфорта, как пытаются им продать продавцы.

Ну а снабженцы хотят, чтобы планы были на год вперед и не менялись. И в гробу они видели закопанные на складе оборотные средства компании.

И вроде бы все хотят одного — хорошо делать свою работу, но получается как в известной басне.

И когда такие требования вываливаются на «счастливчиков», ответственных за автоматизацию, то прежде всего им необходимо задуматься о следующем:

Автоматизация учета – это как постройка дома. Чем четче мы понимаем что мы хотим увидеть в результате, тем быстрее, точнее и дешевле будет этот результат. Прежде чем приступать к автоматизации, необходимо согласовать требования отделов между собой, чтобы они тянули компанию в одном направлении. И, к сожалению, кому-то придется подвинуться и изменить подход к работе.

Действовать нужно стратегически. Нужно идти от того, что мы хотим в итоге получить. А хотим мы получить слаженную работу департаментов в одной системе. Многие команды при попытке автоматизации действуют тактически и на этом горят, когда пытаются соорудить кучу разрозненных костылей из хотелок разных отделов в попытке угодить всем. В итоге стройной системы нет и все недовольны. Разные части системы противоречат друг другу. Ошибки, проволочки и все ругаются.

Лучше не становится, деньги тратятся и в конце концов кто-то из топ менеджмента решает что виновата программа и принимает гениальное решение срочно перейти на другую систему: «1С – фигня, давайте поставим SAP» . Но это хождение по граблям, разложенным по кругу.

Дом не построить без проекта. Нельзя ставить крышу сразу на фундамент. Поэтому сначала необходимо описать бизнес-процессы, затем разработать финансовую модель (как эти процессы будут отражаться в учете). Так же необходимо понять какая информация нужна для принятия решений. Нередко бывает, что какой-то отчет уже давно не нужен, а формируется потому что так когда-то было принято.

В моей практике был пример, когда при переходе с одной системы на другую меня попросили автоматизировать отчет, которого не было в старой системе, но на формирование которого сотрудник тратил 3 дня каждый месяц. Ему приходилось вручную перебирать все отчеты производства и собирать данные, которые не отражались в текущей информационной системе.

Я первым делом начал с поисков потребителя отчета. Прошел 2 раза по всей цепочке и так и не нашел. Отчет оказался никому не нужен! И человек тратил руку времени на то, что никому не нужно. Просто потому, что так было принято когда-то (возможно, один раз кто-то попросил сформировать такой отчет, а это стало регулярным действием).

Вывод: без синхронизации требований к системе и правил работы начинать автоматизацию не стоит, это приведет к лишним тратам времени и денег.

Back To Top